Колесо без вентиля
Michelin X TWEEL впервые было представлено в 2004 г. в рамках Парижского автомобильного салона. Название продукта, TWEEL, образовано от двух английских слов — Tire и Wheel (шина и колесо). Производят колеса TWEEL в США, г. Гринвилл, штат Южная Каролина. При возможности изготовлять 80 тыс. колес в год, здесь в настоящее время производят примерно 50 тыс.
Michelin называет TWEEL безвоздушной радиальной шиной. TWEEL является целиковой конструкцией, у которой к несъемному ободу крепятся профилированные радиальные пластины из гибкого полимера, выполняющие роль боковин пневматических шин. Michelin называет их английским словом spokes — спицы. Однако у спицевого колеса спицы соединяют обод со ступицей, а у TWEEL поперечные пластины относятся не к колесу, а к шине.
Пневматическая шина Trelleborg SK-800 2
Как и типичная шина, TWEEL имеет несколько стальных брекерных слоев (2 защитных, 2 рабочих, переходный и снова рабочий, как их квалифицирует Michelin), выполненных из стальной проволоки Comp10 Cable. Брекерный пояс и конструкция ComposiCoil обеспечивают большую поперечную жесткость конструкции. Является ли фактически позаимствованный от каркасов радиальных шин мощный брекерный пояс из стальных нитей основанием называть шину TWEEL радиальной? Нет, конечно. TWEEL можно назвать радиальной в силу конструкции ее поперечных пластин.
В середине ноября компания Michelin Russia and CIS представила в Москве колесо модели Michelin X TWEEL SSL. Буквы SSL обозначают Skid Steer Loader — погрузчик, управляемый скольжением (погрузчик с бортовым поворотом). Конструкция колеса очень хорошо подходит под специфические требования к шинам для погрузчиков типа SSL с высокими поперечными нагрузками при боковом скольжении. При таком скольжении в случае с традиционными пневмошинами не может быть речи о равномерном распределении нагрузки в пятне контакта. По этому показателю они проигрывают шине Michelin X TWEEL в 2-3 раза.
Пневматическая шина, пусть даже диагональная, обладает плохим демпфированием. Для не имеющих подвесок погрузчиков это оборачивается проблемой в виде подпрыгивания на неровностях и раскачивании при развороте, в то время как Michelin X TWEEL обеспечивает достаточное демпфирование, сглаживая ход машины.
Вместе с этим шина TWEEL демонстрирует отличную эластичность при наезде на бордюрный камень, демонстрируя большие сглаживающие способности, чем пневматическая шина. Связано это с увеличением давления воздуха в пневматической шине из-за изменения внутреннего объема при сильной деформации во время наезда на препятствие. Это может не защитить обод или боковины от возможных повреждений при наезде с большей скоростью. Вообще, чем сильнее деформация пневматической шины, тем более уязвимыми делаются ее боковины. Шина TWEEL лишена этого недостатка. Боковой профиль безвоздушной шины не выпуклый, а вогнутый. Высокая эластичность пластин TWEEL не позволяет их сломать. На заявление, что сломать можно все, Michelin отвечает, что обрыв одной пластины или даже нескольких не приведет к выходу колеса из строя.
Альтернативой пневматическим шинам на спецтехнике являются массивные шины. В настоящее время продавцы шин называют их «цельнолитые» и «суперэластик». Раньше в ходу было название «гусматик». Эти названия относятся к технологии изготовления. Желание улучшить характеристики массивных шин еще не привело к существенным прорывам в области их родового недостатка — большой жесткости. Тем не менее, несмотря на высокую стоимость, такие шины пользуются спросом. Их главное преимущество — они не спускают. Как было сказано выше, жесткость TWEEL соответствует пневматической шине, но она так же не боится проколов. По цене колесо TWEEL сопоставимо со стоимостью колеса с массивной шиной.
Говоря о стоимости владения TWEEL, можно отметить, что в США давно отработана технология холодного восстановления протектора TWEEL примерно так же, как это делается для грузовых шин. Обходится эта процедура в половину стоимости нового колеса. Организация восстановления шин TWEEL в РФ рассматривается Michelin Russia and CIS на перспективу.
Цельнолитая (массивная) шина
Пока колеса TWEEL лишь демонстрируются и еще не являются в РФ товаром. По словам американского представителя производителя TWEEL, это первая демонстрация продукта за пределами США. Повлияли ли на такое решение традиционно опасные российские условия эксплуатации для пневматических шин — неизвестно.
Расширение применения TWEEL по географии будет способствовать расширению номенклатуры таких колес не только для сельскохозяйственной, строительной или иной техники. В автотранспортных перевозках есть сектора применения, в которых непневматические шины представляют большой интерес — использование TWEEL для многоколесных прицепов-тяжеловозов. Вопрос об использовании TWEEL вместо обычных пневматических шин на грузовиках пока не стоит.