Бразильский FENATRAN
Очередной международный автосалон коммерческого автотранспорта «Fenatran-2017» прошел в октябре в бразильском городе Сан-Пауло. Выставка по традиции стала главным событием всего транспортного машиностроения Латинской Америки.
Говоря про ситуацию на рынке, стоит сказать, что стенды Fenatran показали признаки выздоровления транспортной отрасли Южной Америки, и даже наблюдался небольшой оптимизм автопроизводителей. В Бразилии банки увеличили кредитование автоперевозчиков, следствием этого стал 8-процентный рост продаж грузовиков, автобусов и трейлеров. Главными трендами прошедшей выставки стали инновационные автомобильные технологии, позволяющие увеличить эффективность транспортного бизнеса и уменьшение вредного воздействия автомобилей на окружающую среду.
DAF
Голландская компания DAF Caminhões Brasil показала модели CF85 и XF105, ориентированные на бразильских перевозчиков сахарного тростника и древесины. Эти грузовики будут выпускаться на бразильском предприятии DAF в Paraná.
Интересно, что DAF бразильской сборки будет несколько отличаться от европейских аналогов. Так, модель тягача XF105 (6x2) оснастят оси и ведущий мост от компании Meritor. Также эти автомобили будут комплектоваться барабанными тормозами, а дисковыми с системой ABS — опционально. Для грузовиков предлагаются 12,9-литровые двигатели PACCAR MX 13 Евро-5. Для модели XF105 — мотор мощностью 520 л.с., а для CF85 — 460-сильный силовой агрегат. Оба грузовика оснащаются 16-ступенчатыми механическими коробками передач ZF или автоматизированной трансмиссией AS-Tronic в качестве опции. Исходя из требований бразильского рынка, в крыше кабины появилось дополнительное окно. Были усилены шасси, так как законодательство Бразилии позволяет эксплуатацию более тяжелых транспортных средств, чем в Европе. Также «лесные» модели стандартно получили дополнительную защиту масляного фильтра, а «тростниковые» — улучшенную защиту двигателя от пыли. Голландские инженеры специально разработали подвеску для бразильских моделей. Она впоследствии станет доступна покупателям грузовиков DAF из других стран. Задние крылья автомобилей могут быть в стандартной комплектации пластмассовыми или опционально алюминиевыми, что облегчает их очистку.
Scania
Шведская компания Scania на выставке демонстрировала тяжелое шасси G480 CB 8x4 под монтаж самосвального кузова. Грузовик оборудован 13-литровым DC 13.111 экологического уровня Евро-5 мощностью 480 л.с. и максимальным крутящим моментом 2400 Н•м. Мотор агрегатируется с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач Scania Opticruise с мощным вспомогательным тормозом Scania Retarder.
Такой тандем обеспечивает отличную производительность автомобиля и экономный расход топлива. Для того чтобы увеличить место для размещения самосвальной платформы большого объема, грузовик был оборудован компактной короткой кабиной.
Еще одним заметным экспонатом выставки стал двигатель Scania, работающий на этаноле. Этот силовой агрегат имеет идентичные технические параметры с дизельным аналогом, но выброс вредного СО2 снижен на 95%. Сегодня в Бразилии выращивают достаточно большое количество сахарной свеклы, которая в значительной степени используется для производства альтернативного вида топлива — спирта (этанола).
MAN Latin America
Мюнхенский концерн в лице своей бразильской «дочки» MAN Volkswagen Latin America представлял новинки, предназначенные для местного авторынка. Основное внимание было уделено новейшей модели среднетоннажного грузовика Volkswagen Delivery. Эта серия будет выпускаться в диапазоне полной массы от 3,5 до 13 тонн.
Модельный ряд Delivery получил новую комфортабельную кабину, удовлетворяющую требованиям европейского стандарта безопасности ECE Р29. Самая легкая 3,5-тонная модификация Delivery Express комплектуется 2,8-литровым 150-сильным двигателем Cummins ISF, более тяжелая 6-тонная модель Delivery 6.160 оснащается таким же мотором, но мощностью 160 л.с. Более тяжелые 9-, 11- и 13-тонные грузовики оборудованы 3,8-литровым двигателем Cummins ISF мощностью от 165 до 175 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач ZF S5-420 HD. В результате внедрения современных материалов, новые Delivery стали на 10% легче, чем предшественники.
Кроме традиционных машин MAN Latin America, на выставке состоялась презентация электромобиля Volkswagen e-Delivery, который разрабатывался совместно с бразильской компанией Eletra. Развозной грузовик оборудован двигателем переменного тока WEG AL 160 мощностью 109 л.с. (80 кВт) с максимальным крутящим моментом 493 Н•м. Для питания электротрансмиссии используется два блока литий-ионных (LiFePO4) аккумуляторных батарей. Их полного заряда хватит для покрытия 200 км пути. Электромобили будут выпускаться в двух модификациях с полной массой 9 и 11 тонн. Грузоподъемность первого составит 4,5 тонны, второго — 6,7 тонны. В этом году опытные образцы e-Delivery поступят в тестовую эксплуатацию в г. Сан-Паулу. Серийное производство электромобилей планируется начать в 2020 году.
Mercedes-Benz
Компания Mercedes-Benz do Brasil традиционно представляла обновленные модели, а также новые решения — технологию дистанционной диагностики Telediagnose FleetBoard, которую можно использовать для управления автопарком с применением планшетов TruckPad. Небольшие изменения были внедрены в модель Axor: снижение высоты моторного туннеля на 100 мм, а также внедрение системы контроля тяги. Грузовики оснащаются двигателями Mercedes-Benz OM 457 LA мощностью от 360 до 493 л.с. и автоматизированной трансмиссией Power Shift. Предложенный бразильским перевозчикам Atego 2426 6x2, оборудован автоматизированной трансмиссией Mercedes PowerShift. Модель получила систему контроля тяги, новую более экономичную установку климат-контроля и систему интеллектуального круиз-контроля с новыми функциями.
Самый маленький бразильский Мерседес — Accelo — получил увеличенную на 180 мм кабину, дополнительный топливный бак на 150 литров, который увеличивает объем возимого топлива до 300 литров, а также опцию в виде автоматической коробки передач. Модельный ряд Accelo 815 (8 тонн) и Accelo 1016 (10 тонн) пополнился более тяжелой 13-тонной моделью Accelo 1316 (6х2).
Volvo Latin America
Скандинавы продемонстрировали на выставке первый бразильский грузовик с автономным управлением. Пока Daimler катает в США опытные экземпляры беспилотных автопоездов Freightliner и согласовывает с руководством отдельных штатов правила их будущей эксплуатации, компания Volvo Trucks создала свой автономный Volvo VM, предназначенный для уборки сахарного тростника. Конечно, высокие автомобильные технологии очень сложны и их отработку лучше всего оттачивать в чистом, вернее, неубранном тростниковом поле. Тем более, что инновации позволяют решить насущные проблемы аграриев. Дело в том, что во время уборки тростника автомобили должны двигаться строго параллельным курсом с комбайном. Достичь идеального позиционирования довольно сложно, тем более в движении. Бразильские статистики утверждают, что под колесами грузовиков гибнет примерно 4% всего урожая. Автопилот без помощи водителя осуществляет управление транспортным средством, подбирает нужную передачу, регулирует скорость и постоянно мониторит свое положение относительно движущегося комбайна при помощи датчиков GPS. Как утверждает Volvo, их беспилотная система настолько точна, что отклонение от заданного положения не превышает 2,5 см. Автономный Volvo VM оборудован двигателем мощностью 330 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач Volvo I-Shift.
Volvo, как я полагаю, выбрала правильный путь апробации новой технологии. Ведь автономный грузовик в поле выполняет ограниченный круг задач, и ему здесь совершенно не нужна система распознавания дорожных знаков, разметки, быстрого реагирования на внезапно меняющуюся обстановку или выбежавшего пешехода.
Ford
Бразильское отделение корпорации Ford показывало свою линейку тяжелых грузовых автомобилей Cargo, оснащенных 8,9-литровыми моторами Cummins ISL, удовлетворяющих экологическим нормам Евро-5.
Основное внимание было уделено перспективному проекту, в котором установлены узлы и системы, связанные с полуавтономными технологиями управления автомобиля. Это аналог системы Active Brake Assist, которая позволяет поддерживать безопасный интервал между движущимися транспортными средствами. Работа этой системы основана на отслеживании дистанции между автомобилями. Установленный во фронтальной части грузовика радар постоянно сканирует расстояние до впередиидущей машины. Процессор грузовика непрерывно регистрирует и анализирует дистанцию и собственную скорость движения относительно догоняемого объекта. Если же она вдруг начнет стремительно сокращаться и возникнет риск столкновения, то активная система сгенерирует ряд предупредительных сигналов, и в случае, если водитель не будет реагировать, начнет тормозить.
Также бразильские инженеры связали адаптивный круиз-контроль с системой GPS-позиционирования и цифровую трехмерную 3D-картографию. В результате этого объединения «мозги» грузовика оценят и просчитают дорожный профиль маршрута на несколько километров вперед и заранее определят самую эффективную, с точки зрения расхода топлива, скорость и передачу.
Кроме этого, Ford América занялась установкой в кабине датчиков, которые постоянно следят за водителем, и при обнаружении признаков сонливости сразу начинают реагировать. Тем самым повышается безопасность работы водителя и упреждаются аварии.
Iveco
Бразильский филиал корпорации Iveco — Iveco Latin América — показал весь модельный ряд, включая улучшенный развозной грузовик Iveco Tector. Кабина осталась без изменений, зато в трансмиссии были внедрены новые более мощные и экономичные 4,5-литровые двигатели CNH Industrial FPT N45 мощностью 190 л.с. (крутящий момент 610 Н•м) и агрегатированные с ними новые автоматизированные коробки передач AutoShift с рычагом переключения, установленным на панели, как у фургона Daily. В следующем году автопроизводитель планирует расширить семейство Tector после внедрения 8- и 11-тонных моделей. Позднее, после установки третьей оси, появится 13-тонный Tector.