Газ пошел в серию
Презентация состоялась на Международной выставке Ecomondo, посвященной «зеленой» экономике и прошедшей в Rimini Expo Centre (Италия). Шестицилиндровый двигатель OC13 101, имеющий рабочий объем 12,7 (130×160 мм) развивает максимальную мощность 410 л.с. (302 кВт) при 1900 об/мин. Максимальный крутящий момент 2000 Н·м мотор развивает в диапазоне частот 1100-1400 об/мин. Рабочий процесс реализован с внутренним смесеобразованием: за подачу газа отвечают форсунки Bosch, степень сжатия – 12,6:1. Для выполнения экологических требований двигатель оснащен системой Scania EGR и 3-компонентным нейтрализатором.
В настоящее время газовые моторы имеют меньший интервал обслуживания, чем аналогичные дизеля. При нормальной эксплуатации замену свечей зажигания и моторного масла (объем моторного масла 43 л) у нового газового двигателя Scania следует менять через 45 тыс. км. Это в 1,5 раза больше, чем у газовых двигателей предыдущего поколения, для которых межсервисный интервал составлял 30 тыс. км.
В противоположность дизелям газовые моторы генерируют меньше шума. Еще в 1998 г. правительство Нидерландов установило ограничения на эмиссию шума при проведении погрузочно-разгрузочных работ в розничной торговле и ремесленном производстве. Результатом этих ограничений стал проект под названием PIEK. В 2004 г. были введены требования по сертификации PIEK для транспортных средств и оборудования, работающих с шумом 60 дБ(А), измеренным на расстоянии 7,5 метров от источника шума, что считалось пригодным для работ при ночных поставках, не вызывая помех окружающим. Требования PIEK были приняты некоторыми странами, такими как Великобритания, Франция, Германия и Бельгия. Газовый двигатель Scania Euro 6 позволяет грузовикам выполнять ограничения действующего стандарта Piek-Keur QuietTRUCK, который предписывает ограничения шума грузовиков, оснащенных вспомогательным оборудованием, включающим хвостовой подъемник, не выше 72 дБ(А) на расстоянии 7,5 м. Это примерно в 2 раза ниже, чем производит обычный грузовик с дизелем. Газовые грузовики Scania еще в 2015 г. получили сертификат соответствия PIEK.
Новый 410-сильный мотор Scania дополнил линейку газовых силовых установок компании, ранее представленных 9-литровыми 5-цилиндровыми агрегатами мощностью 280 и 340 л.с. Он может использоваться на тягачах и грузовиках серий Scania G и R, работающих на CNG (Compressed Natural Gas – сжатый природный газ), CBG (Compressed Bio Gas – сжатый био-газ) и LNG (Liquefied Natural Gas – сжиженный природный газ). При использовании CNG/CBG грузовик оснащается 8 баллонами емкостью 95 либо 118 л каждый. При объеме баллонов 944 л запаса газа хватит до 500 км. Для тягачей предлагаются два баллона емкостью 740 л для сжиженного газа, что обеспечивает автопоезду пробег до 1000 км. Грузовики могут комплектоваться одиночными или двойными баллонами емкостью 400, 100 литров - их емкости хватит на пробег до 1600 км.
Проведенные в последнее время презентации мощных 13-литровых газовых двигателей, предназначенных главным образом для магистральных тягачей, создают необходимый задел для внедрения газомоторного топлива в ключевой сегмент автотранспортных перевозок. Можно ожидать, что сравнительно скоро газовые грузовики станут привычным явлением на европейских магистралях.