Автобусов на водороде станет больше
В рамках проекта JIVE операторы пассажирских перевозок из Германии и Южного Тироля (Италия) приобретут 63 автобуса с водородными электрохимическими генераторами, широко известными как топливные элементы – Н2FC.
Общая стоимость проекта €106 млн. Из них ЕС вносит в проект 32 млн. JIVE также включает в себя тестирование новых заправочных станций, способных обслуживать парки водородных автобусов, состоящих из более чем 20-и единиц. Такие станции должны снизить стоимость водорода, а их тестирование доказать способность обеспечить надежность на требуемом для коммерциализации уровне – более 90%.
Совместная инициатива по водородным транспортным средствам в Европе - JIVE (Joint Initiative for hydrogen Vehicles across Europe) - предусматривает развертывание эксплуатации 139 автобусов с топливными элементами в девяти городах. Несмотря на то, что проект стартовал несколько месяцев назад, сегодня на линиях работает уже 63 автобусов. Это означает, что движение к цели проекта – удвоить количество эксплуатирующийся автобусов с нулевыми выбросами, идет полным ходом.
Автобусы с топливными ячейками FC (Fuel Cell) уже продемонстрировали в ряде проектов, проведенных по всей Европе, свою эффективность в сокращении выхлопов общественным транспортом, однако еще существуют серьезные препятствия для их полной коммерциализации. Главной проблемой остается более высокие затраты на эксплуатацию FC-автобусов. Существует также рыночный барьер, с которым сталкиваются большинство новых технологий: необходимость удовлетворить общественный спрос благодаря гарантированной доступности и надежности. Для водородного автотранспорта существенное значение имеет комплексная инфраструктура.
Инициаторы проекта JIVE ожидают, что скоординированные закупки для нескольких городов и регионов позволят разместить крупные заказы у производителей автобусов, тем самым вызывая эффект масштаба. Более того, кластерный подход позволит разместить заказы на автобусы с общей технической спецификацией, что уменьшит издержки производителя.
Планируется, что парки FC-автобусов будут крупнее ныне существующих и будут эксплуатировать 10-30 таких транспортных средств. Внимание в проекте уделено установлению эффективной системе поставок и техническому обслуживанию.
Закупку 63 автобусов координирует компания WSW mobil GmbH, базирующаяся Вупперлале (Германия). Автобусы предназначаются для ее партнеров - Verkehrs-Verbund Mainz-Wiesbaden GmbH, TraffiQ Frankfurt, Regionalverkehr Köln GmbH (Германия) и SASA SpA-AG из Больцано (Италия). Компании Германии также являются участниками национальной инновационной программы по водородным технологиям и топливным элементам - NIP II (National Innovation Program on Hydrogen and Fuel Cell Technology), софинансируемой Федеральным правительством. NIP II нацелена на внедрение топливных элементов на рынок Германии.
Упомянутые транспортные операторы представляют собой часть профессионального объединения, включающий в себя 15 компаний в Германии, Южном Тироле и Тренто. Их общая цель заключается в том, чтобы в будущем полностью перевести свои автобусные паркеи на транспортные средства без выбросов.
Крупнейший проект по FC-автобусам стартовал 25 января. В соответствии с проектом FC-автобусы будут развернуты в пяти европейских странах в следующих городах и регионах: Кельн, Вупперталь и Рейн-Майн (Германия), Лондон, Бирмингеме, Данди и Абердин в (Великобритания), Южный Тироль (Италия), Рига (Латвия) и Слагельс (Дания).
Проект включает 22 партнера и является логическим продолжением проекта CHIC (Clean Hydrogen in European Cities), который завершился в декабре. В рамках проекта эксплуатировались 54 автобуса H2FC и 4, использующих водород в ДВС. Эксплуатация автобусов осуществлялась в 9 городах Европы и Канады. Машины были поставлены пятью различными производителями и имели топливные элементы от двух поставщиков.
По случаю старта проекта групповая фотография их представителей была сделана на фоне водородного автобуса Van Hool второго поколения. Van Hool является координатором стартовавшего в 2012 г. международного проекта High V.LO-City, развивающим использование в городах водородных автобусов.