Почему водители курьерской службы UPS никогда не поворачивают налево?
В 2004 году американская компания по логистике и курьерской доставке почты United Parcel Service, Inc. (UPS), опубликовала новые внутренние правила вождения служебных машин для своих водителей. В них появился один удивительный пункт.
Оказалось, что достичь оптимального прохождения маршрута можно только с помощью правых поворотов. Вот как описал это новшество один из водителей: «Мы собираемся сделать правый поворот со 135 улицы на «Западную». Затем мы сделаем еще один правый поворот с «Западной» на 139 улицу. Потом будет правый поворот со 139 и вниз до конца квартала. В заключение мы сделаем еще один правый поворот».
Когда в 2001 году гражданским лицам стали доступны системы спутникового слежения, сотрудники UPS проверили, насколько эффективно грузовики осуществляют доставку. В одной только США на тот момент в компании было более 96 000 грузовых автомобилей и несколько сотен самолетов. Большая часть бизнеса UPS сводится к оптимизации маршрутов движения, экономии времени и уменьшению расхода топлива. Даже транспорт компания модернизирует, чтобы пространство внутри него использовалось максимально эффективно. На корпоративных парковках грузовики ставят так близко, что нельзя просунуть голову между двумя машинами — боковые зеркала автомобилей перекрываются.
Так вот, проанализировав результаты, инженеры UPS пришли к выводу, что повороты налево были основным тормозом эффективности. Повороты против часовой стрелки вели к тому, что машины впустую стояли на дорогах, тратили время, топливо, а также часто попадали в аварии. Проложив свои маршруты с использованием только правых поворотов, UPS снизила издержки, улучшила безопасность и повысила прибыль. Компания даже рекламировала свою яркую и дружественную к экологии политику вождения автомобилей.
По состоянию на 2012 год, правило «Правых поворотов» в сочетании с другими усовершенствованиями (ради имиджа, UPS держит их втайне), экономит корпорации в год до 38 000 000 тонн топлива, а выбросы углекислого газа CO2 снижаются на величину, которую производят примерно 5300 аналогичных грузовых автомобилей. Описывая политику компании, генеральный директор UPS Скотт Дэвис (Scott Davis) сказал: «Я вижу, некоторые из вас улыбаются, когда слышат о наших решениях. Я знаю, что вы можете подумать, но это действительно работает». Если вы не верите, то вспомните такую передачу как «Разрушители легенд». В одной из серий ведущие взяли аналогичный грузовик, загрузили его почтовыми посылками и отправили сначала по маршруту с правыми поворотами, а после по обычному маршруту, комбинировавшему правые и левые повороты. В итоге было обнаружено, что принцип водителей UPS действительно позволяет сократить расход топлива, но зато повышает затраты времени. При всем желании, «Разрушителям легенд» не удалось сэкономить время, хотя правилу они следовали даже строже, чем указано в директивах UPS.
Однако водители грузовых автомобилей UPS иногда игнорируют правило, запрещающее им поворачивать налево. Вы можете увидеть, как они поворачивают в «ненужную сторону», когда развозят почту в жилых кварталах или других районах без особого дорожного трафика. Вот что ответил водитель одной из машин, когда его спросили, как часто машины UPS поворачивают налево: «Я не считал. Думаю, 90 % поворотов мы делаем направо и 10 % налево. Но могу сказать, что когда водители находятся за рулем машин UPS, то они ненавидят левые повороты».
Сотрудники UPS используют специализированное программное обеспечение для определения оптимального маршрута. Такой софт отправляет водителей на правый поворот, даже если эта сторона дороги более загружена, чем противоположная левая. И лишь когда левая сторона действительно обещает более простое и быстрое перемещение до цели, водителям рекомендуется использовать этот вариант.
«Поэтому я люблю инженеров — они постоянно выясняют, что нужно сделать для улучшения нашей логистики», — уверенно заявляет старший вице-президент компании Митч Николс (Mitch Nichols).