Дорогой прогресса, или История забытого "Футурлайнера"
В 2005 году в офис компании Poland Springs заглянул один мужчина. Сотрудники фирмы, специализирующейся на эвакуации транспортных средств, привыкли к разным посетителям, поэтому просьба клиента убрать с заднего двора его дома "одну автобусоподобную штуку", которая очень не нравилась его жене, подозрений не вызвала. В Poland Springs помогли мужчине и забрали к себе непонятный проржавевший автобус, который в течение последующих 11 лет простоял без движения на территории фирмы.
Возможно, если бы в компании знали, что техника, попавшая к ним в руки, стоит не одну тысячу долларов, отношение к ней было бы совсем другим. Почему же этого не произошло? Просто о настоящей истории этой "автобусоподобной штуки" никто не рассказывал. А в действительности дело было так.
Соединенные Штаты Америки всегда были страной оптимистов. И почти 80 лет назад в момент, когда уже во всю шла Вторая Мировая Война, компания General Motors была занята совсем другим – мыслями о будущем. С этой целью американский производитель придумал необычную акцию "Парад прогресса" – что-то среднее между передвижным Диснейлендом и научной лабораторией. По задумке авторов, при помощи автопробега жителей разных уголков США можно было познакомить с новейшими достижениями науки и техники. А ездить по стране должны были специальные автобусы с дизайном в стиле Арт-Деко – GM Futurliner.
Идет лекция о прекрасном будущем
Надо сказать, в далеком 1941 году идея подобной передвижной научной выставки пришлась как нельзя кстати. Во время первого "Парада прогресса" "Футурлайнеры" проехали через все США и Канаду, сделав в общей сложности 150 остановок. Вместе с ними в дорогу отправилось еще 32 автомобиля сопровождения и 50 выпускников местных колледжей, которые рассказывали посетителям о тех или иных достижениях в науках и технике.
Кстати говоря, всего было построено лишь 12 "Футурлайнеров", однако каждый из них был уникальным. Благодаря своим размерам (3,65 м высотой и 2,5 м шириной), они были хорошо видны издалека, приковывая к себя взгляды зевак задолго до того, как «Парад прогресса» оказывался в том или ином городе. Из-за массы в 13 тонн в ходовой части автобуса (спереди и сзади) использовались неразрезные мосты с насаженными на оси сдвоенными катками. В таких обстоятельствах гидроусилитель рулевого управления был просто необходим. Как, собственно, и кондиционер, ведь водитель Futurliner сидел прямо над двигателем. Места в моторном отсеке хватало на рядный шестицилиндровый движок объемом 4 949 см³, объединенный с 4-ступенчатым «автоматом» Hydra-Matic.
Зато человеку, управляющему автобусом, кабина казалась тесноватой. Чтобы попасть внутрь, ему приходилось подниматься на шесть ступенек, из-за чего обзор вокруг машины был ограничен. От аварий спасало внимание водителя и низкая скорость колонны. При необходимости, конечно, Futurliner мог разогнаться до 120 км/ч, но предпочитал этого не делать. Ведь такие автобусы создавались не ради скорости. Они колесили по стране и завоевывали сердца обывателей.
Поскольку главной целью было продвижение науки, то в кузове таких автобусов размещались специальные диорамы, посвященные наиболее важным темам того времени: например, реактивным двигателям, стереозвуку, микроволновым печам, телевидению и другим. Причем, у каждого "Футурлайнера" было еще и свое уникальное название: "Мир науки", "Электричество и человек" или "Чудеса холода и тепла". Правда, несмотря на популярность "Футурлайнеров", в 40-х годах их работу пришлось приостановить из-за войны. Вновь "Парад прогресса" вернулся на дороги США в 1953 году. Но уже через четыре года в GM приняли решение отказаться от такого способа продвижения науки, заменив его телепередачей.
А что же случилось с самими "Футурлайнерами"? Какие-то из них были переданы полиции и использовались в качестве автомобилей для продвижения безопасности на дорогах, судьба других неизвестна. А один из таких автомобилей, как вы уже догадались, оказался на задворках территории службы эвакуаторов Poland Springs. Как же так вышло? Очень просто. В далеких 50-х после окончания "Парадов прогресса" "Футурлайнер" №7 - "Подальше от городской суеты", - посвященный концепциям развития транспорта в городах, оказался во владении фирмы, занимавшейся оказанием бытовых услуг. В 1960 году эту машину купила гоночная команда, которая использовала "Футурлайнер" в качестве сервисного грузовика. А уже в 1964 году он был брошен на свалке в штате Нью-Гемпшир и простоял в таком состоянии до 1984 года, пока его не выкупил один ресторатор, который поставил машину на заднем дворе своего дома в штате Мэн.
В таком состоянии автомобиль простоял аж до 2005 года, после чего владелец и обратился в фирму Poland Springs с просьбой забрать автобус к себе. Любопытно, что ни до, ни после этого момента никто не задумывался о стоимости такой техники. А ведь "Футурлайнеры" были и остаются весьма дорогим транспортным средством, прежде всего из-за своей уникальности. Например, в 2015 году "Футурлайнер" №11 под именем "Марш инструментов" был продан на аукционе Barrett-Jackson за $4 320 000, став самым дорогим лотом в его истории. Конечно, в отличие от "Футурлайнера" №7 тот автомобиль был тщательно восстановлен.
И все же нельзя не отметить, что потенциал даже у плохо сохранившегося автомобиля был огромным. Поэтому неудивительно, что в 2016 году на случайно обнаруженный автомобиль обратили внимание профессиональные реставраторы. Специалисты компании ChromeCars уже имели опыт успешного восстановления другого "Футурлайнера" - №9. Узнав о транспортном средстве, реставраторы приняли решение выкупить его, хотя за сколько именно - не сообщается. В итоге автомобиль был переправлен в Германию, и в ближайшее время эксперты ChromeCars займутся его восстановлением. Сколько может продлиться реставрация - неизвестно. Ясно лишь одно, что еще один кусочек автомобильной истории, преданный забвению на многие годы, похоже, обретет вторую жизнь и будет радовать посетителей выставок и музеев напоминанием о временах, когда футуристичные грузовики служили делу популяризации науки.
Первые довоенные моторы на автобусах были бензиновыми и прожорливыми. На послевоенные машины установили дизельные 6-цилиндровые двигатели мощность 230 л.с.