Не просто грузовик
Зачем России вездеходы?
Казалось бы — странный вопрос? Чего-чего, а бездорожья в России хватает. Да и вездеходов за последнее время наплодилось предостаточно: сотни и сотни конструкций гусеничных и колесных машин наводнили бескрайние просторы родного отечества. И все же проблемы остаются.
В российской части Арктической зоны суши площадью 4,4 млн км² постоянно живет около 2 млн человек. Кроме этого, в Северных и Северо-Восточных регионах России около четверти населенных пунктов с 20 млн жителей не имеют регулярного транспортного сообщения с соседними поселками, а 40 тыс. поселений не имеют дорог с асфальтобетонным покрытием. Причем, плотность автодорог на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов является наименьшей.
Таким представлялся дизайн вездехода
Освоение упомянутых территорий с их суровыми природными и климатическими условиями, добыча нефти, газа и других полезных ископаемых сопряжены с нанесением ущерба окружающей среде. Поэтому требуются новые подходы и технологии при перевозке грузов и людей в условиях, когда вместо путей сплошное бездорожье. Действительно, около 90% всей территории России на длительный срок (от 5 до 10 месяцев) устойчиво покрываются снегом. Его глубина, в основном, составляет 0,3-0,6 м (в оврагах до 1-3 м), достигая в некоторых районах Сибири и Дальнего Востока 1,2 м и более (в оврагах до 4-10 м). Порядка 2 млн км² занимает болотистая местность и 1,7 млн км² — тундра. Преобладание слабонесущих поверхностей серьезно затрудняет передвижение любой техники, в том числе и внедорожной, а иногда и исключает совсем. Наряду с этим жесткие экологические требования в России запрещают использование транспорта, нарушающего целостность почвенного покрова северных биогеоценозов в летнее время.
К сожалению, в настоящее время наша страна не располагает необходимым ей парком энергоэффективных машин высокой проходимости. Нынешняя вездеходная техника, выполненная по традиционным схемам и серийно выпускаемая промышленностью, далека от предъявляемых требований. Возможности колесных вездеходов, созданных на базе серийных автомобилей, сильно ограничены, поскольку изначально заимствованные узлы и агрегаты не предназначены для эксплуатации в суровых условиях, при которых могут возникать пиковые нагрузки на детали и серьезные температурные перепады. Как результат, такие модели имеют низкую надежность. Используемая на Севере гусеничная техника обладает лучшей проходимостью и грузоподъемностью, чем колесная, но у нее заметно ниже скорость, она слишком дорога в эксплуатации и наносит значительный ущерб экосистеме.
Экспериментальный образец Русак-3993
Как утверждают эксперты, по совокупности показателей проходимости, экономичности и экологичности колесные вездеходы на шинах сверхнизкого давления превосходят аппараты на воздушной подушке, гусеничные и пневмогусеничные аналоги соответственно на 10, 20 и 12%. Более экзотичные конструкции с роторно-винтовыми движителями являются узкоспециализированными и вызывают неприятие у экологов, а шагающие и колесно-шагающие машины сложны как по устройству, так и в управлении.
Подсчитано, что общая потребность в колесных вездеходах для гражданских целей только северных регионов России на ближайшие 10 лет составит не менее 20 тыс. При этом, сегментация спроса по грузоподъемности машин следующая: 400-600 кг — 20%; 800-1200 кг — 20% и 1500-3000 кг — 60%. Можно смело утверждать, что емкость отечественного рынка внедорожников грузоподъемностью до 3 тонн составляет не менее 2 тыс. единиц в год, а потребности в них удовлетворяются не более чем на 35-40%. Всего же в нашей стране представлено порядка 120 отечественных моделей внедорожных машин с шинами низкого и сверхнизкого давления для бездорожья, но в сегменте автомобилей с колесной формулой 8х8 грузоподъемностью 1,5-2 тонны выпускаются считанные единицы, например, «Шаман» и «Таймыр». Все это открывает неплохие возможности для новых игроков. А наиболее перспективными являются внедорожники с колесной формулой 8х8 грузоподъемностью 1,5-2,5 тонны, оснащенные шинами сверхнизкого давления.
Двухрядную кабину взяли от Iveco Daily, а стеклопластиковый интегральный капот — собственной конструкции
Отправные точки
За создание вездехода взялись Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева и Завод механических трансмиссий (ООО «ЗМТ»), входящий в Группу компаний КОМ. Они и раньше сотрудничали. Например, в 2012 году результатом совместной работы стала двухосная полноприводная машина Русак-3992 грузоподъемностью 800 кг, которая отличалась целым рядом оригинальных новинок. Да и по отдельности обе организации обладают достаточным опытом, чтобы рассчитывать на успех в предстоящем деле. Соисполнители получили 99 млн руб. бюджетных и внебюджетных средств.
Научным руководителем проекта стал заместитель директора Научно-образовательного центра НГТУ Александр Блохин, а работы от ООО «ЗМТ» возглавил главный специалист, он же главный конструктор Андрей Яковенко. Внешнюю архитектуру разработал Ильгиз Хамадеев. Вездеход получил обозначение Русак-3993, в аббревиатуре которого угадывается название ООО «Русская автомобильная компания» (ООО «РУСАК»), образованное для развития автомобильных проектов «ГК КОМ». Нижегородские ученые провели все теоретические изыскания, обосновали выбор компоновочной схемы, выполнили тягово-динамические расчеты и стендовые испытания шин сверхнизкого давления, разработали систему управления автоматизированной коробкой передач. Челнинцы спроектировали конструкцию грузовика, его узлы и агрегаты, а также изготовили экспериментальный образец.
Для входа в кабину предусмотрены ступеньки
Работы начались летом 2014 года. Русак-3993 задумывался как новое поколение вездеходов, сочетающих свойства снегоболотохода, амфибии и автомобиля, допущенного к эксплуатации на дорогах общего пользования. Отличительными чертами грузовика являются выразительный запоминающийся дизайн, дизельный двигатель, перспективная трансмиссия, экологически безопасные технологии, снижение экологической нагрузки на природу. При создании вездехода использованы модульно-унифицированный принцип конструирования, а также инновационные технические решения. По замыслу проектировщиков, их детище должно стать основой для создания модельного ряда вездеходов 4х4, 6х6 и 8х8 различного назначения.
В движение грузовик приводит 146-сильный турбодизель Iveco F1C
Работа на перспективу
Во время проектирования полноприводного грузопассажирского автомобиля специалисты ООО «ЗМТ» решили остановиться на разумной комбинации покупных элементов и разработанных с чистого листа. Это заметно облегчило и ускорило постройку вездехода. Так, на машине появилась двухрядная 7-местная кабина (с четырьмя дверями), заимствованная от Iveco Daily предыдущего поколения. Пассажирский салон вполне просторен и комфортен, в нем уютно разместятся ремонтники, спасатели, геологи, газовики, нефтяники, охотники и другой заинтересованный люд. Автономный отопитель «Webasto» согреет седоков в любой мороз. Занять свое место в высокорасположенной кабине помогут поручни и ступеньки, установленные по обеим бортам. Вполне эстетично смотрится головная светотехника, вмонтированная в передний бампер, и интегральный стеклопластиковый капот собственной разработки (с передней навеской), который открывает удобный доступ к мотору. При серийном производстве капот будет выпускать одна из челнинских фирм. Алюминиевая бортовая платформа с каркасом для крепления тента — такая же, как и на ГАЗели NEXT. Естественно, могут монтироваться и другие надстройки.
Селектор управления роботизированной коробкой передач
При выборе силовой установки наиболее оптимальным признали использование экономичного трехлитрового турбодизеля Iveco F1C (Евро-4) мощностью 146 л.с. Отдачу силовой установки за счет перенастройки управляющей электроники в будущем хотят увеличить до 170 л.с.
Для облегчения труда водителя во время движения по бездорожью штатную механическую коробку передач ZF6S400 с 6-ступенями от Iveco Daily сделали «роботом». Теперь агрегат может работать в двух режимах — командном или автоматическом. В первом случае выбор нужной передачи с помощью селектора осуществляется вручную, а сцеплением управляют сервомеханизмы. Зато в полностью автоматическом режиме требуется манипулировать только педалью акселератора. Номер включенной передачи, нейтральное положение и задний ход высвечиваются на табло рядом приборной панелью. Всеми процессами управляет патентованная электропневматическая система, которую наделили электронным интеллектом. Когда вездеход станет серийным, у потребителя сохранится возможность выбора между обычной механической и роботизированной коробками передач.
Управление «раздаткой», блокировкой межосевых дифференциалов и системой подкачки осуществляется клавишами на центральной консоли
Крутящий момент по ведущим мостам распределяет двухступенчатая раздаточная коробка (с понижающей передачей), кинематически согласованная с работой коробки передач и других агрегатов трансмиссии, а кроме того, снабженная механизмом блокировки дифференциала, который включается во время движения по самым труднопроходимым участкам местности. Все главные передачи оригинальной конструкции (с ведущей и ведомой шестернями от УАЗа) оборудованы межколесными самоблокирующимися дифференциалами типа ДАК (дифференциал автоматический Красикова). При этом вторая и третья ведущие оси являются проходными, улучшая компоновку машины, уменьшая тем самым количество узлов и агрегатов в трансмиссии. Межколесные дифференциалы типа ДАК выполнены самоблокирующимися.
Рама-лодка вместе с шинами обеспечивают амфибии хорошую плавучесть
Неотъемлемой частью трансмиссии являются портальные колесные редукторы, которые не только увеличивают крутящий момент и повышают дорожный просвет вездехода до 570 мм, но и позволяют удобно разместить составные части системы регулирования давления воздуха в шинах. ШРУСы от Fiat Ducato пришлось доработать. Независимый отбор мощности, которым снабжена раздаточная коробка, с помощью карданной передачи приводит в действие водометный движитель. Водитель, безусловно, оценит, что управление «раздаткой», блокировкой межосевых дифференциалов и изменением давления воздуха в шинах осуществляется легким нажатием соответствующей клавиши на центральной консоли. Все остальное делает хитроумная электропневматическая система.
Водометный движитель с поворотными рулями
Заслуживает внимания несущая система, к которой крепятся все остальные агрегаты и узлы. Она представляет собой герметичную раму-лодку в виде ферменной конструкции, образованной каркасом, сваренным из стальных труб, который обшит листами из алюминиевого сплава. Из крылатого металла также изготовлены длинные крылья и два боковых топливных бака объемом по 150 л каждый. Рама-лодка вместе с восемью шинами, в которых заключен солидный объем воздуха, обеспечивают амфибии хорошую плавучесть и устойчивость на воде. В свою очередь водометный движитель, размещенный в корме, обеспечивает скорость на воде до 10 км/ч, поэтому автомобиль может форсировать водные преграды на равнинных реках с течением до 5 км/ч. При этом, привод колес, в отличие от многих аналогов, отключается. Высокая маневренность при форсировании водных преград — результат работы поворотных рулей, установленных на выходе из сопла водомета. При необходимости амфибия может двигаться только за счет вращения колес, но уже с гораздо меньшей скоростью. Проникшую внутрь воду откачивает пара электрических насосов, размещенных спереди и сзади. Запас хода на воде составит порядка 150 км.
Все колеса грузовика — управляемые
Самобытно и устройство рулевого управления, на которое сейчас оформляется патент. Все колеса грузовика — управляемые. Более того, движители двух передних и двух задних осей поворачиваются в противоположные стороны. В итоге минимальный радиус поворота 6,8-метрового вездехода не превышает 8,5 м. Улучшилась маневренность и устойчивость машины при движении с относительно большой скоростью — 50-60 км/ч. Дополнительное преимущество подобного технического решения заключается в том, что при перемещении по мягким грунтам в поворотах (снег, болото, влажная луговина), автомобиль оставляет только четыре колеи, а не восемь, как его внедорожные собратья с традиционной схемой управления. Налицо снижение энергозатрат и расхода топлива вследствие уменьшения сопротивления движению. Штатный ивековский гидроусилитель, который уже не справлялся со своими обязанностями, заменили камазовским модели RBL С500.
Независимая рычажно-пружинная подвеска
Русак отличается отменной плавностью хода. Еще бы, ведь каждое его колесо снабжено независимой подвеской, в которую входят верхний и нижний А-образные рычаги, винтовая пружина и установленный внутри нее (для компактности) амортизатор от КАМАЗа. Вполне эффективно смягчают удары и очень эластичные шины низкого давления. Еще более высокими характеристиками будет обладать регулируемая гидропневматическая подвеска, но ее очередь наступит несколько позже. Дисковые тормозные механизмы, установленные на всех колесах, изготовлены самостоятельно, а их привод достался от ГАЗели NEXT.
Грузоподъемность автомобиля определяется типом применяемых шин низкого давления. Результаты стендовых испытаний продемонстрировали преимущество продукции компании «Авторос» над своими соперниками. При установке покрышек размерностью 700/55R21 (1250х700 мм) с двумя слоями, в кузове можно транспортировать до 1,4 тонны груза; более выносливая четырехслойная модель с такой же геометрией повысит полезную нагрузку до 3 тонн. Полная масса вездехода соответственно увеличивается с 6,4 до 8 тонн. Но и в последнем случае водоходные качества амфибии не ухудшатся — она чуть глубже будет сидеть в воде.
Автомобиль снабдили шинами низкого давления размером 1250х700 мм и электрической лебедкой
Давление воздуха в шинах в диапазоне от 0,5 до 0,1 атмосферы меняется централизовано с места водителя. Снижение удельного давления на грунт играет важнейшую роль, когда машине приходится двигаться по слабонесущим поверхностям. Рисунок протектора выполнен в виде косой расчлененной елки. Плюсом шин данной конструкции является щадящее воздействие на грунт. Если все-таки внедорожник застрянет, ему на помощь придет электрическая лебедка тяговым усилием до 6,5 тонн, смонтированная в переднем бампере. Таким же способом из плена бездорожья можно вызволить и другую технику. В перспективе вездеход обзаведется еще более мощной лебедкой. Немаловажно, что грузовику габаритной шириной 2530 мм доступны и дороги общего пользования.
Машина способна преодолевать 30-градусные подъемы
Русак-3993 построили в конце прошлого года. Машине предстоит пройти обширные и всесторонние испытания, по результатам которых в конструкцию будут внесены необходимые изменения. Предстоит тщательная отработка узлов, агрегатов и систем. Уточнят характеристики вездехода. Но уже сейчас вездеход демонстрирует весьма достойные характеристики, находясь на уровне лучших мировых образцов в своем классе. На ровной дороге машина разгоняется до 70 км/ч, преодолевает метровые заносы из свежевыпавшего снега, подъемы крутизной не менее 30°, внушительные по размеру ямы и канавы, уверенно движется с боковым креном, достигающим 25°. Маневренные, как, впрочем, и тормозные качества находятся на высоте. На заснеженном льду Камского водохранилища внедорожник на высокой скорости, не обращая внимания на рытвины, лихо продирался сквозь густые заросли высоченного сухостоя. Расход топлива, в зависимости от условий движения, составит от 22 до 30 л на 100 км. К примеру, у сопоставимой гусеничной техники эта величина может достигать 100 л/100 км. Запас хода Русака — 650-1000 км.
Перспективная модель с колесной формулой 4х4 с кабиной от ГАЗели БИЗНЕС
По словам председателя директоров «Управляющей компании КОМ» Василия Маньковского, статус серийного изделия новичок получит уже в следующем году. При производстве ставку, скорее всего, сделают на одно- или двухрядную кабину от ГАЗели NEXT. Она дешевле ивековской и не уступает ей по уровню комфорта. Установят дополнительные поручни для облегчения посадки. Селектор роботизированной коробки передач интегрируют в панель приборов. Возможно, появятся шины с измененным рисунком протектора. Шасси под нужды заказчиков готовы оснастить разнообразными кузовами и технологическим оборудованием. Для выпуска вездехода планируется построить в Набережных Челнах новую сборочную площадку. Что касается цены Русака, то в базовой комплектации она, например, в 1,5 раза ниже стоимости конкурирующего одноклассника «Шаман» (с системой подкачки шин и гребным винтом) компании «Авторос», за который просят свыше 9,5 млн рублей.
Двухосник с двухрядной кабиной от ГАЗели NEXT
По всей видимости, сотрудничество ученых из Нижнего и челнинских производственников, кроме работы над четырехосными внедорожниками, продолжится при создании семейства машин с колесной формулой 4х4 и 6х6. Это будут автомобили различного назначения (пассажирские, грузовые, грузопассажирские, специализированные с надстройками, спасательные и др.), спроектированные на основе однотипных решений. Модели с различными колесными базами будут оснащаться кабинами от ГАЗели БИЗНЕС, ГАЗели NEXT или оригинальными каркасно-панельной конструкции. Работа в этом направлении уже ведется.
Сфера применения линейки внедорожных машин охватывает: добычу нефти и газа; геологоразведку; горнодобывающую промышленность; сетевые энергетические, водоснабжающие и коммуникационные компании; лесную промышленность; природоохраняемые территории и охрану окружающей среды; сельское хозяйство; охоту, рыбалку и туризм; правоохранительные органы, скорую медицинскую помощь, МЧС, пожарные службы и пр.
Трехосный автофургон с кузовом от Соболя БИЗНЕС
Таймыр
Четырехосное транспортное средство с колесной формулой 8х8 «Таймыр» специального назначения. Количество мест, включая водителя — 7. Полная масса — 10 000 кг, снаряженная масса — 8000 кг, грузоподъемность — 2000 кг. Наибольшая скорость с полной нагрузкой — 80 км/ч. Силовой агрегат на базе дизеля HO7CР (260 л.с.) с отбором мощности на гидронасос. Мосты — ГАЗ-66. Передние мосты — поворотные. Подвеска: мост I и IV — рессоры ГАЗ-66, мост II и III — рессоры ГАЗ-3308 передние. Тормоза рабочие пневмогидравлические с применением ПГУТ «УРАЛ». Централизованная система подкачки колес. Электрооборудование 24 в.
Таймыр
Шаман
Компоновка — переднемоторная, полноприводная. Количество мест — 1 водитель и 10 пассажиров (имеется 4 спальных места). Двигатель — Iveco F1C 3.0 TD мощностью 176 л.с. Коробка передач — ZF6S400, механическая, 5-ступенчатая. Колесная формула — 8х8. Максимальная скорость — 70 км/ч по суше, 2 км/ч по воде. Расход топлива — 25 литров на 100 км. Емкость топливного бака — 260 литров. Снаряженная масса — 4800 кг. Грузоподъемность — до 1500 кг на плотных грунтах, до 1000 кг на слабонесущих грунтах.
Шаман